На главную страницу На главную страницу  
Сегодня
 
 
   

Почему старый стиль точнее нового


Есть ложное мнение, что православный церковный месяцеслов (или календарь, по-мирски) уже устарел, что современная наука якобы доказала отсталость церкви и ее календаря. Этого ложного мнения держался весь атеистический мир, у нас в Союзе, да и ныне этого умышленного заблуждения держится весь католический и протестантский запад.

Для разоблачения этого застарелого заблуждения и была, по милости Божией, написана эта статья.

Наш церковный месяцеслов (или календарь), наш старый стиль правилен и пригоден не только для церковного времяисчисления, но и для употребления в быту, то есть, он верен и с духовной и с научной точки зрения. Повторяю, он точен не только в церковном смысле, но он научно, математически, астрономически более точен, нежели современный григорианский календарь. В этом убедится всякий, кто беспристрастно прочитает статью.

Но, к сожалению, в быту большинство даже именующих себя православными пользуются новым стилем, ложным, испорченным григорианским календарем. Надеемся, что после прочтения этой статьи многие верующие вернутся к неиспорченному старому стилю, к нашему церковному месяцеслову, по которому жили и живут святые Православной Церкви.

У православных христиан новый год начинается осенью, 1-го числа месяца септемврия (1-го септемврия по старому стилю — это 14 сентября по новому стилю): так по месяцеслову, по уставу Церкви, который обязателен для всех, и священников и мирян.

До 1492-го года в России новый год начинался весной 1-го марта. Это начало древнее и разумнее, нежели начало года 1-го сентября или тем паче 1-го января; но оно было оставлено. Что раньше новый год начинался весною, видим в Богослужебном пасхальном каноне, который употребляется в Церкви и по которому счет ведется именно от Пасхи, от Воскресения Христова, там говорится: "1-ое воскресение по пасхе", "2-ое воскресение по пасхе", и так далее.

Итак, уже три новых года: один весенний 1-го марта, второй осенний 1-го сентября, и третий зимний (гражданский новый год) 1-го января. Учитывая по старому и по новому стилю, получаем шесть Новых годов в одном году. Каков смысл происхождения этих летосчислений?

Жизнь на земле была не всегда, поэтому весьма разумно, что начало жизни, весна жизни — это и есть начало года, — так появился весенний Новый год. Но когда урожай созрел и собран, естественно год закончился, — так появился осенний Новый год. Кстати, и у детей новый учебный год начинается осенью 1-го сентября. А зимний, гражданский Новый год был введен в России по указу царя Петра 1 в 1700-ом году, впрочем по указу Петра дозволялось пользоваться сразу двумя календарями с двумя новыми годами, и сентябрьским и январским.

Новое летосчисление, которым пользуются ныне, было введено в 1582-ом году по указу римского папы Григория, и потому оно называется григорианским календарем, или новым стилем. К тому времени римские папы уже не были православными и устраивали войны против православных стран, Визан-тии и России (и даже католический орден крестоносцев воевал против католической Польши!).

Летосчисление, которое теперь называют старым стилем, было введено по совету астронома Созигена при Иулии Кесаре (Юлии Цезаре) в 46-45 году до Рождества Христова, и потому оно называется иулианским (или юлианским), старым стилем.

Много недостатков у современного календаря — григорианского, нового стиля: он и сложнее старого, иулианского счисления, и происхождением своим связан с языческими празднествами (языческими римскими календами, от которых и происходит слово календарь), и непрерывный счет дней в новом календаре нарушен, и в нем год начинается среди сезона, зимою.

Напротив же, весеннее и осеннее новолетие, каждое начинается с началом сезона, с началом времени года, что весьма удобно в быту.

В отличие от нового, по старому стилю удобно считать: три года имеют по 365 дней и четвертый (високосный) год 366 дней.

Но, утверждают, старый стиль отстает от нового стиля. Неужели? А, может быть, новый стиль спешит? Давайте проверим, и далее мы увидим, что, действительно, старый стиль точнее нового стиля, и притом точнее именно по данным астрономии, с научной точки зрения, увидим, что новый стиль спешит. А ведь не те часы хороши, которые идут быстро, а те, которые идут точно.

Когда в России обсуждалось, ввести ли григорианский, новый календарь для гражданского пользования, то именно интеллигенция, образованная часть общества, в основном была против реформы календаря, и на заседаниях Комиссии Русского астрономического общества в 1899 году по вопросу о реформе календаря профессор В. В. Болотов, выражая общее мнение, сказал:

"Григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения", и еще сказал он: "Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю".

Отчасти эти слова оказались пророческими: григорианский календарь оказался ненужным и теперь ученые хотят заменить или исправить его, — новый стиль уже устарел! И уже папа римский изъявил согласие на исправление григорианского календаря, на изменение нового стиля. Не случайно польский астроном Николай Коперник, хотя и был ревностным католиком, отказался от замены старого стиля на новый и от участия в составлении этого нового календаря, справедливо считая, что астрономия не располагает достаточной точностью для установления нового времяисчисления, и это верно и по сей день.

Второй Ватиканский собор 4-го декабря (н.ст.) 1963-го года большинством голосов, 2057 против 4-ех, заявил, что "не возражает против намерений ввести в гражданском обществе вечный календарь" вместо современного григорианского (см. Декларация II Ватиканского собора о реформе календаря). Итак, григорианская реформа оказалась не нужной: не вечной — новый стиль хотят заменить или исправить. Новый стиль не имеет ни научной точности, на которую претендовал, ни практического удобства, которым ценен старый стиль.

Вопреки ложному мнению, старый стиль не был канонизирован. Да и не может быть канонизировано научное открытие или мировоззрение. Ибо научные открытия обновляются часто, а мировоззрения меняются еще чаще. А Церковь всегда канонизировала только нравственные правила. Ибо при любой смене научных открытий, правительства, партий, во все века убийство остается убийством и воровство воровством.

Напротив, догматизирован был новый стиль, григорианский календарь догматическим посланием римского папы, буллою, которою повелевалось ввести новое счисление в католических странах. И вот теперь этот современный календарь хотят исправить или заменить, — новый стиль уже устарел! 06 этом хорошо сказал священник и профессор Д.А. Лебедев в 1924-ом году в своей работе "Календарь и Пасхалия", стр. 30: Новый григорианский стиль устарел: 400-летний его период не верен, 500-летний был бы лучше, всего же точнее 128-летний. То есть, точнее старый.

Что старый стиль, иулианский не был канонизирован, видно и из того, что он не введен как обязательное правило, о нем не сказано в соборных постановлениях, в церковных правилах. А неупомянутое не может быть каноном, каноны бывают только писаные, других нет. Что старый стиль не был канонизирован, видно и из того, что Церковь выбросила из него все ненужное и оставила полезное. Например, первоначально в иулианском календаре новый год начинался зимою в январе, в Церкви же новый год начинался в марте, а потом стал начинаться в сентябре, как это видим ныне в месяцеслове. Итак, старый стиль не был канонизирован, он только более удобен.

Некоторые, весьма многие, считают, что старый стиль каждые 128 лет отстает на одни сутки. То есть, считается, что день весеннего равноденствия через каждые 128 лет приходится по старому счислению на другое число, смещается на одни сутки. Но кто сказал, что день весеннего равноденствия всегда должен приходиться на одно и то же число? и притом именно на 21-е марта? (Весеннее равноденствие — это когда день и ночь равны, имеют по 12 часов). Кто же сказал, что весеннее равноденствие всегда должно приходиться на 21-е марта? В церковных правилах об этом не сказано, а других канонов нет. Ведь Пасху можно отсчитывать от любого числа, на которое приходится в данный год весеннее равноденствие. Паки реку: число не имеет значения, день месяца не имеет никакого значения, ибо Пасха отсчитывается не от числа и Пасха не подгоняется к числу, а празднуется Пасха по церковным правилам и устному преданию Православной Церкви. Это вечное установление Церкви.

Итак, 21-е марта не является священным числом священного месяца, ибо в году все числа и месяцы равны, и Православная Церковь никогда не канонизировала календарь. Даже начала года в церквях были разные, например в англиканской церкви новый год начинался 25-го марта, а потом начало перенесли на 1-е января. А в современных названиях месяцев, в их расположении, даже и здравого смысла нет. Например, сентябрь в переводе значит седьмой (месяц в году), октябрь — восьмой, ноябрь — девятый, и, наконец, декабрь значит десятый месяц, а не двенадцатый, как по современному календарю. Значит, по счету месяцев, год не заканчивается в декабре и не начинается в январе. То есть: год начинается с марта, как по старому церковному летосчислению.

Астроном Александр Александрович Михайлов в своей книге "Земля и ее вращение", изданной в 1984 году, на странице 66-ой говорит: "Старый стиль отличается простотой и вполне достаточен по точности". Это мнение справедливо, ибо старый стиль удобен и прост. И, действительно, по данным астрономии, старый стиль достаточен по точности. То есть, не было нужды для введения нового стиля. И только предрассудок, что равноденствие должно быть именно 21-го марта, послужил поводом для введения нового стиля и особенно послужил поводом для выбрасывания 10-ти дней при введении нового стиля, коим равноденствие закреплялось за 21-ым числом месяца марта.

Но вот далее, в той же книге А.А. Михайлов приводит ложное мнение, которое астрономы и историки переписывают друг у друга, он говорит: "и если впоследствии была произведена реформа календаря, то совсем не из практических соображений, а по религиозной причине, связанной с христианским праздником пасхи. Дело в том, что Никейский собор — собрание высших чинов церкви в 325 году в древнем Византийском городе Никее (ныне Изник) в Малой Азии установил правила для определения дня пасхи. Было решено праздновать пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после равноденствия 21 марта". Здесь ошибка на ошибке. Такие же заблуждения и в книге астронома И.А. Климишина "Календарь и хронология", изданной в 1985 году, — там даже город назван неправильно "Извик" (вместо Изник, стр. 209). Такие же ошибки и в других книгах; вероятно, астрономы и историки списывают ошибки друг у друга, и их нетрудно обличить. Впрочем, и у Климишина есть добрый отзыв о старом стиле: так, на странице 56-ой в упомянутой книге он говорит следующее:

"Привлекательной стороной юлианского календаря является его простота и строгая ритмичность смены простых и високосных годов. Каждый промежуток времени в четыре года насчитывает (365 + 365 + 365 + 366) 1461 день, каждое столетие 36525 суток. Поэтому он оказался удобным для измерения длительных интервалов времени".

Итак, мы видим добрые мнения астрономов о старом стиле иулианском, которым они пользуются сегодня в виде иулианских дней в астрономии. Иулианские дни (или иулианский период) были введены в 1583-ем году ученым Иосифом Скалигером вместо отмененного старого стиля.

Но откуда у ученых при такой математической точности вычислений такие ложные понятия о времени празднования христианской Пасхи? Во-первых, среди 20-ти правил 1-го вселенского собора (см. "Правила Святого Вселенского I Собора, Никейского"), бывшего в Никее, нет никакого правила о Пасхе! (Вопреки тому, что А.А. Михайлов говорит, что этот собор "установил правила для определения дня пасхи" — причем даже "правила", во множественном числе). Но в правилах этого собора нет ни одного правила о Пасхе. Возьмите любую Книгу правил, где помещены все церковные постановления за первое тысячелетие христианской эры, изданную ли на греческом языке, или на славянском, или на русском, и вы в ней не найдете никакого правила 1-го никейского собора о праздновании Пасхи. Собор рассматривал этот вопрос, как и рассматривал многие другие вопросы, но никакого правила о Пасхе не оставил, да и не обязан был оставлять. Например, точно так же поступил и пятый вселенский собор: решив некоторые насущные вопросы, он вообще не оставил никаких правил, ни одного. Ибо все правила нужные были уже изречены предыдущими соборами и не было нужды их снова провозглашать.

Так и правило о Пасхе было уже прежде 1-го никейского собора: оно находится в Апостольских правилах (это правило 7-ое). Всего было семь вселенских соборов и десять соборов поместных, чьи правила или постановления собраны в Книге правил, но ни в одном из этих правил не сказано ни про полнолуние, ни про 21-ое марта. Вот почему, говоря о 1-ом никейском соборе, о времени празднования Пасхи, клеветники не приводят никаких свидетельств из первоисточников, никаких цитат ни из Книги правил, ни из толкований на нее: ибо правила не было, нечего и цитировать. И.А. Климишин даже ложно утверждает с мнимо ученым видом, что, мол, этого правила "не было в архиве Константинопольской церкви уже в начале V века" (стр. 212). Но это ложь, ибо этого правила там не было никогда, ни до V-го века, ни после. И это нетрудно доказать. Ведь списки правил соборов вселенских и поместных являются важнейшими документами Церкви и поэтому после каждого собора все правила рассылаются всем церквям во всех странах, и если бы правило исчезло в одном архиве, другие церкви прислали бы копии. Но правило не могло исчезнуть незаметно, ведь оно находится в перечне правил, связано, пронумеровано и подшито, и притом все правила соборов подписываются всеми участниками соборов и все списки правил сразу же после собора рассылаются во все церкви для употребления в церковной жизни, их переписывают для себя и для пользования в храме. Но как нелепо предполагать, что правило вдруг исчезло во всех церквях, из всех книгохранилищ, общественных и частных, и притом исчезло незаметно и одновременно из всех списков, которые связаны, пронумерованы и подшиты. Нет, оно не могло исчезнуть незаметно, это явный злой вымысел. И это заблуждение ученые переписывают друг у друга. После написания Книги правил прошло уже тысячелетие, но в течение этого тысячелетия никто из святых отцов не ссылался на это мнимое правило, потому что его не было. На него не ссылались даже древние еретики, между которыми ходили и подложные писания. Его выдумали позднее католики, а теперь поддержали ученые безбожники, чтобы опорочить церковь.

Итак, никакого правила о времени празднования Пасхи не было постановлено на 1-ом вселенском соборе, ибо оно было не нужно: это правило уже было изречено прежде, оно находится в Апостольских правилах и в нем сказано следующее: "Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, святой день пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина" (правило 7-ое). Иудеи это евреи, не принявшие Христа. Итак, в этом правиле о Пасхе не сказано ни про 21-ое марта, ни про полнолуние, вопреки ложному мнению. Правило запрещает только праздновать Пасху вместе с евреями. Запрещает и праздновать Пасху прежде весеннего равноденствия, и только. Церковь не канонизировала астрономические сведения, их нет ни в одном правиле вселенских и поместных соборов, ибо в правило поставляются только духовно-нравственные заповеди. Астрономические же точности не могут быть законом, они предоставляются частным толкованиям или мнениям.

Выводы: мифическое 21-ое марта возникло по указу римского папы, который воздал этому числу неподобающую честь только потому, что тогда было весеннее равноденствие, во времена 1-го вселенского собора в Никее (он состоялся в 325-ом году; а в 4-ом веке весеннее равноденствие было 22-го и 21-го марта). Но разве этот собор почтеннее других соборов? Ведь прежде был собор апостольский, не менее почтенный. Если бы и возникла необходимость закрепить весеннее равноденствие за определенным числом, не лучше ли было сохранить тот день равноденствия, который был при рождестве Христа или Его воскресении? Но, как сказано, необходимости такой не могло быть и вселенская Церковь в своих правилах никогда не канонизировала данные астрономии, не имеющие абсолютной точности, ибо церковные правила должны быть непогрешимы.

Чтобы закрепить весеннее равноденствие за двадцать первым числом месяца марта (хотя этого и не требовалось), папа римский повелел выбросить из счета дней "накопившиеся" (в кавычках) со времени 1-го никейского собора якобы "лишние" 10 суток, и это стало существеннейшим недостатком современного календаря: в нем нарушен непрерывный счет дней. Другой существенный недостаток: по новому стилю уничтожаются 3 високоса в 4 столетиях. Все это сделало невозможным вести точные вычисления. Поэтому новым стилем и не пользуются как в Церкви, так и в истории, и в астрономии, там, где требуются точные математические расчеты, а пользуются иулианскими днями.

"Недостатком григорианского стиля является его ненужная сложность, заставляющая производить сначала вычисления по юлианскому календарю, а потом переводить юлианские даты на григорианские" (А.И. Георгиевский, доцент МДА, 1948 г.). (см. А.И. Георгиевский. "О церковном календаре")

Об иулианских днях, или иулианском периоде. Когда папа римский Григорий в 1582 году отменил старый стиль, иулианский, то на следующий год старый стиль возродился под именем юлианского периода, который ввел в науке французский ученый Скалигер. Этим юлианским периодом, или иначе юлианскими днями (правильнее сказать, иулианскими), сегодня пользуются все астрономы всего мира, хотя иулианский период искусственная эпоха и в нем счет дней ведется от условной, произвольной даты, а не от Рождества Христова или от другого исторического события. Скалигер, по его словам, свою систему, где ведется непрерывный счет суток, назвал иулианской потому, что в ней счет идет по иулианскому календарю, по старому стилю. Скалигер был против нового стиля, против григорианского календаря, справедливо считая, что только иулианский календарь сохраняет непрерывный счет дней. Возьмите любой астрономический календарь или астрономический ежегодник, изданный в любой стране мира, на любом языке, в любом году, и вы увидите в нем счет дней по "юлианским дням".

Итак, иулианским календарем, старым стилем пользуются в Православной Церкви и в астрономии, а также в исторических исследованиях, где требуются математические выкладки. Например, нужно узнать, в каком году в седьмом веке в том или другом городе было солнечное или лунное затмение. Это можно вычислить, только используя старый стиль (а потом вычисленные иулианские даты переводят в даты григорианского календаря).

Что новый стиль, григорианский, современный календарь не имеет астрономической точности, ради которой и был введен, приведем еще свидетельства из астрономии. В книге, которая является руководством по современной астрономии, ибо в ней собраны все основные астрономические и физические сведения, — "Астрофизические величины" (автор книги К.У. Аллен, издана в 1977 году, издательство "Мир", перевод с английского, страница 35), — дана продолжительность года в различных точнейших измерениях (см. таблицу).

Тропический год (от равноденствия до равноденствия) 365.242199 средних солнечных суток
Сидерический год (относительно неподвижных звезд) 365.25636556 суток
Время изменения прямого восхождения среднего солнца на 360 градусов, измеренного относительно неподвижной эклиптики 365.2551897 суток
Аномалистический год (время между последовательными прохождениями через перигелий) 365.25964134 суток
Затменный (драконический) год 346.620031 суток
Юлианский год 365.25 суток
Григорианский календарный год 365.2425 суток

Итого семь различных измерений года. Сюда можно присовокупить еще и восьмое измерение года — это лунный год, который равен 12-ти лунным синодическим месяцам (в среднем 354.367 суток). К этому можно добавить еще и пять различных измерений месяца (в той же книге, страницы 35 и 213):

Сидерический месяц (относительно неподвижных звезд) 27.32166140 эфемеридных суток
Синодический месяц (от новолуния до новолуния) 29.5305882 суток
Тропический месяц (от равноденствия до равноденствия) 27.32158214 суток
Аномалистический месяц (промежуток времени между последовательными прохождения Луны через перигей) 27.5545505 суток
Драконический месяц (между двумя последовательными прохождениями через узел орбиты) 27.212220 суток

Не имея здесь возможности объяснять, что такое тропический, эклиптика, перигелий и прочее, мы должны сказать, что все календари разделяются на солнечные, сообразные с годовым движением солнца, лунные, соизмеряемые с фазами луны, и солнечно-лунные, соразмерные с движениями солнца и луны. В современных календарях продолжительность года соразмерна с продолжительностью тропического года, то есть, года, измеряемого от одного (весеннего) равноденствия до другого. Но астрономически самым точным является не тропический год, а год сидерический, то есть, звездный год, измеряемый по звездам, а не по солнцу. Ибо солнце слишком подвижно относительно звезд, а звезды при измерениях принимаются неподвижными. Так в астрономии. Но практически, в повседневной жизни самый удобный по своей простоте год иулианский (три года простых и четвертый високосный). И хотя в основу и иулианского и григорианского календарей положена продолжительность тропического года (и время равноденствия, и время полнолуния), но, случайно это или закономерно (а я уверен, что это по промыслу Божию), иулианский год оказался ближе к точнейшему звездному году, нежели григорианский. Посмотрите на таблицу вверху: продолжительность точнейшего звездного года (365.256 с лишним суток) ближе к продолжительности года юлианского (365.25 суток), а григорианский год (365.2425 суток) намного далее отстоит от года звездного. То есть, старый стиль оказывается точнее нового. А по причине различия счислений, через несколько столетий старый стиль в датах начала времен года (сезонов) сравняется с астрономическим календарем, а новый стиль не сравняется даже и через две тысячи лет.

Итак, астрономически самым точным является не тропический год, по которому размерены календари, а год сидерический. Но сидерический, звездный год не очень удобен в обиходе, например так же, как неудобно считать, что курица ежедневно несет 0,7 яйца, ибо она несет целые яйца, а не половинки. И мы привыкли к целым числам и к измерению времени по солнцу, а не по звездам, хотя последнее точнее. Итак, между неточным тропическим годом и точным сидерическим годом и находится иулианский год, который ближе к сидерическому, нежели григорианский календарный год. По этой причине и оказывается старый стиль точнее нового.

Эта удивительная закономерность не была замечаема по причине упорного желания привязать равноденствие к 21-му марта, ибо новый стиль был ложно догматизирован в римском католицизме: "непогрешимый" папа римский объявил непогрешимым современный ему календарь.

В астрономии, кроме иулианских дней и иулианских годов, о которых говорилось выше, также есть и с 2000-го года опять закономерно вводится иулианское столетие, то есть, грядущий век будет иулианским, а не григорианским. 06 этом можно прочесть в приложении к книге "Астрофизические величины" (стр. 434 — 435) и в Астрономическом ежегоднике на 1990-ый год (стр. 605; а также и в других изданиях), где указано следующее:

"единицей времени, используемой в фундаментальных формулах учета прецессии, считать юлианское столетие в 36525 суток; чтобы эпохи (моменты) начала года отличались от стандартной эпохи на величины, кратные юлианскому году, равному 365,25 суток".

Итак, предстоящее столетие будет иулианским, а не григорианским: то есть, счет годов будет вестись по старому стилю, в котором каждые три года имеют по 365 суток, а четвертый год 366 суток. Это использование иулианского столетия (то есть, счета по старому стилю) вовсе не случайное, а совершенно закономерное явление.

Старый стиль удобен и прост и не испорчен ложной наукой под влиянием политики.

Здесь уместно повторить, что новый стиль, то есть, современный календарь, давно уже устарел и его хотят заменить или исправить: уже более чем полтора столетия среди ученых и не ученых ведутся обсуждения об исправлении современного календаря, григорианского, и уже поступили многочисленные предложения, десятки всевозможных проектов календарей, а в 1923-ем году была создана при Лиге Наций особая комиссия по календарной реформе, и эта же комиссия действует и в теперешней Организации Объединенных Наций, и уже издано немало книг и статей с самыми различными расписаниями так называемых "вечных календарей".

Впрочем, нужно отметить, в некоторых проектах "вечных календарей" предусматривается исчисление и по старому стилю, иулианскому, и по новейшему, исправленному стилю. То есть, старый стиль не меняется, а новый подлежит изменению.

Приведем и еще одно научное свидетельство, что старый стиль точнее нового. По Астрономическому календарю на 1995-ый год можно сравнить даты начал времен года по старому стилю и по новому стилю, и по данным астрономии.

  Начало весны Начало лета Начало осени Начало зимы
ПО СТАРОМУ СТИЛЮ (в пересчете на новый стиль) 14 марта 14 июня 14 сентября 14 декабря
ПО НОВОМУ СТИЛЮ 1 марта 1 июня 1 сентября 1 декабря
ПО АСТРОНОМИЧЕСКОМУ КАЛЕНДАРЮ на 1995 г. 21 марта 22 июня 23 сентября 22 декабря

Из этого сравнения очевидно, что старый стиль точнее нового стиля, ибо даты начал времен года по григорианскому календарю (по новому стилю) отличаются от астрономических дат на три недели, а даты начал времен года по иулианскому календарю (по старому стилю) отличаются от астрономических дат только на одну неделю. То есть, иными словами, старый стиль точнее нового в три раза. А это значит, не старый стиль отстает, а новый стиль спешит. Точнее, спешат оба, но новый стиль уж слишком тороплив.

Например: начало весны в 1995-ом году по астрономическому календарю 21-го марта (в переводе на современное исчисление), а по официальному, григорианскому календарю (гражданскому, которым пользуются большинство стран Европы, Америка, Австралия и отчасти Азия и Африка) начало весны 1-го марта, — то есть, разница между ними 20 дней, почти три недели.

А вот по старому стилю, иулианскому (в пересчете на новый стиль) начало весны 14-го марта, — то есть, разница между ними 7 дней, неделя. И это различие между новым и старым стилем и астрономическим календарем приблизительно такое же и в других датах: начала лета, осени и зимы. Везде новый стиль, современный календарь спешит недели на три, а старый стиль только на одну, в сравнении с астрономическим календарем. Итак, в отсчитывании дат времен года, то есть, сезонов, старый стиль точнее нового стиля приблизительно в три раза.

Здесь наука и религия вполне единогласны: старый стиль точнее нового, астрономия подтверждает истинность Церкви. Только по старому стилю, церковному месяцеслову, можно правильно праздновать святую Пасху и все христианские праздники.

Вопрос: почему астрономические даты начала весны, лета, осени и зимы различаются в числах, не начинаются с одного и того же числа?

Ответ: потому что наблюдаемое годовое движение солнца вокруг земли или, то есть, движение земли вокруг солнца не является строго круговым: круг растянут в неровный эллипс, овал, — солнце и земля то приближаются друг к другу и движутся быстрее, то удаляются друг от друга и движутся медленнее, отсюда и неравномерность в продолжительности времен года и несовпадение в числах по астрономическому календарю.

Вопрос: а не произойдет ли смещение дат по старому стилю таким образом, что весенний праздник Пасхи будет праздноваться летом или даже осенью?

Ответ: православная Пасха это не праздник весны, а праздник воскресения Христа. В Австралии, которая сегодня находится на другой половине земного шара, на южной его стороне, а также и в Южной Америке, и на юге Африки (и отчасти в центральной Африке) Пасха ныне празднуется осенью. Ибо, когда у нас весна, то у них осень; когда у нас лето, то у них зима. И наоборот, у нас осень — у них весна.

Итак, выводы: старый стиль удобнее и проще для обиходного пользования, нежели новый, и научно он точнее. По нему понятнее и строение Месяцеслова, понятнее чередование праздников и постов и их сроки. В Месяцеслов вписан закономерный ход природы. Во многих старинных месяцесловах помещались астрономические таблицы, то есть, те сведения, которые теперь помещаются в численниках, настольных перекидных календарях, в навигационных изданиях: о времени восходов и заходов солнца и луны, о солнечных и лунных затмениях, о лунных фазах, о сроках новолуний и полнолуний, о продолжительности дня и ночи, о равноденствиях. Этих астрономических сведений мы не приводим, ибо они желающим и так известны из численников. Кроме этих сведений, в месяцеслове обычно помещались и малоизвестные космические циклы, понятные только тем, кто знает астрономию: это 28-летний цикл солнца и 19-летний цикл луны. Эти циклы именовались: "круг солнца" и "круг луны" (слово "круг" это перевод слова "цикл", ибо славянский месяцеслов есть перевод с греческого месяцеслова). Эти астрономические циклы, круг солнца и круг луны, можно было высчитывать по пальцам, для незнающих это сложно, а для знающих очень просто. Это называлось: вруцелето — в руке лето (год). Знающий вруцелето мог предсказать, как по книжному справочнику, когда и какой день будет на столетие и тысячелетие вперед, когда в каком году будет Пасха (см. "Определение Пасхи" и "Рука Дамаскина"). И, разумеется, как ни точна астрономия, для христианина нравственные правила выше астрономических сведений.

Духовно-нравственные правила Православной Церкви, изложенные в Книге правил святых апостолов, святых соборов и святых отцов, есть первая причина, почему христиане должны пользоваться церковным месяцесловом, старым стилем, особенно в праздновании Пасхи. И эти правила, я уверен, будут соблюдаемы до второго пришествия Христа, когда вся Церковь Христова восхищена будет на небеса, "в сретение Господа".

По словам древних отцов: "человек есть микрокосмос", то есть, человек есть малый мир, малая вселенная. В теле человека есть все элементы этого мира, и есть то, что дороже всего мира, это душа. Что проку человеку, если он приобретет себе весь мир, а душе своей повредит? В Евангелии Иисус Христос говорит: "На суд Я в мир сей пришел" (Иоанна глава 9, стих 39). Эти слова с греческого подлинника буквально переводятся так: "На суд Я в космос сей пришел". Значит, кроме этого космоса, есть и другой космос, иной мир. Но другой космос открывается не всем. Такое откровение дается свыше, оно "дается", а не "достигается", оно не достигается даже молитвой и постом, оно не достигается даже подвигами умерщвления плоти и отсечения воли. И святые, чьи имена в месяцеслове, достигли того мира. Тот мир отчасти достигается и здесь. Тот мир есть в этом мире. Вечность есть и сегодня. Царствие небесное достигается на земле, в творении Божиих дел. Только добрые дела, творимые во имя Иисуса Христа, православно, в согласии с правилами Православной Церкви, дают человеку благодать Божию, без которой невозможно спасение. Никто и ничто не спасет человека, кроме Бога, Отца и Сына и Святого Духа, Емуже и от нас да будет слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.







О проекте
История календаропечатания
Системы летоисчисления
Статьи
Именины

Rambler's Top100





В. Губанов
 





 
Copyright © 2004-2014 ЗАО "Календарь"